Знаки препинания (запятые, тире, двоеточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации (от лат. punctum — «точка») люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью.
А может быть, напрасно? Конечно, не обойтись без пробелов — их важность воспета даже школьным фольклором: Наполеонпосеяллён, полякипелижуравлями. Но если все пробелы — на месте и правила орфографии соблюдены, кажется, и без знаков препинания всё будет понятно: брат и сестра были поразительно похожи оба худые и высокие только если Настя была просто невзрачной то Саша откровенно некрасивым.
Однако случаи, когда знаки препинания необходимы, не исчерпываются знаменитым Казнить непьзя помиловать. Предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания, встречаются в речи довольно часто- Положи свои вещи! — Здесь? — У бабушки в шкафу, на нижней полке. — Места нет; Положи свои вещи здесь, у бабушки. В гикафу на нижней полке места нет; Положи свои вещи здесь, у бабушки, в шкафу. — На нижней полке? Места нет!
Когда дети учатся писать, то начинают с отдельных слов. Кажется, научись записывать слова—и воспроизвести на бумаге произнесённое предложение будет легко. Однако в речи кроме слов есть ещё интонация, логическое ударение, тембр голоса, выразительное протягивание гласных. Если необходимо передать сухую ипформацию, можно обойтись простейшей записью слов (например, в телеграмме). Но чтобы записать выразительную, эмоциональную речь, передать настроение, автору придётся либо стать невыносимо многословным (ведь каждый вздох, слёзы в голосе, изумлённо поднятая бровь должны быть описаны словами), либо потерять слишком многое.
Можно сказать, на попытке преодолеть оковы письменной речи выросла вся художественная литература. Пишущие всегда искали способ ввести в текст дополнительную информацию, которую нельзя, да и не нужно выражать словами, ведь она касается высказывания в целом. Так появились знаки препинания, своеобразный комментарий к тексту.
Поскольку комментарий к собственному тексту — вещь достаточно индивидуальная, правила пунктуации оставляют гораздо больше свободы, чем правила орфографии. Но есть случай, когда излишняя вольность будет только мешать: например, при обозначении знаками препинания связей в предложении. Школьников обучают только обязательной, нормативной пунктуации — вероятно, потому она и кажется такой скучной... А ведь знаки препинания могут стать средством выражения состояния пишущего, как, например, у Евгения Замятина в «Мы»: «Не записывал несколько дней. Не знаю сколько; все дни — один. Все дни — одного цвета — жёлтого, как иссушенный, накалённый песок, и ни клочка тени, ни капли воды, и по жёлтому песку без конца».