Следующей по времени появления стала античная, или греко-римская, традиция, на основе которой сложилась современная мировая наука о
языке. Великие греческие философы классического периода — Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и другие — осгавили после себя высказывания и даже целые тексты, посвященные проблемам языка. Однако систематической науки о языке тогда ещё не было. Лишь у Аристотеля (IV в. до н. э.), последнего из классических философов, отдельные фрагменты сочинений посвящены грамматическому описанию, например определению имени и глагола.
Окончательно сформировалось античное языкознание уже после распада империи Александра Македонского, когда греческая культура и греческий язык распространились по всему Восточному Средиземноморью. Первым крупным центром античной науки о языке стала Александрия в Египте — столица царства Птолемеев. В Александрии звучало много разных языков, но господствовал греческий — язык двора, религии и культуры. Уже к III—II вв. до н. з. античная традиция языкознания вполне сложилась, хотя её ранние сочинения до нас не дошли. Сохранились две важные работы: «О синтаксисе» Аполлония Дйскола (II в. н. э.) и «Грамматика» Дионисия Фракийца, датировка которой, как и грамматики Панини, вызывает большие споры: со II в. до н. э. по III—IV вв. н. э. Александрийская школа языковедов существовала до арабского завоевания Египта в VII в.
В Александрии язык изучали не так, как в Индии. В отличие от Индии у греков язык свя-щеннослужения очень мало отличался от разговорного. Однако жителям Александрии и других египетских городов греческий язык надо было учить, поэтому греческая наука о языке создавалась в основном в учебных целях. Задача построения правильных текстов стала вторичной по отношению к задаче изучения языка. Языком занималась грамматика, а построением текстов того или иного предназначения — особая наука р и т ор и к а; риторические правила были менее жёсткими, чем грамматические А грамматика исходила из позиции не говорящего, а слушающего- чтобы гтравильно понимать тексты, надо было уметь делить их на единицы, классифицировать эти единицы и т. д. Говоря по-научному, индийцы занимались синтезом текстов (созданием целого из элементов), а греки — их анализом (членением целого на элементы) Сначала выделяли и классифицировали звуки и слова, затем описывали, как слова изменяются (для этого строили таблицы склонения и спряжения, выявляли грамматические категории-падеж, наклонение, время и др.), и, наконец, описывали предложения (синтаксис) Такой подход хорошо знаком по школьным учебникам русского языка, сохраняется он и в большинстве научных грамматик. Аналитический подход господствовал в мировой науке о языке до 60-х гг. XX в, широко распространён он и сейчас.
Вскоре научные идеи и методы Восточного Средиземноморья стали известны и в Древнем Риме. Римляне активно осваивали греческою культуру, особенно после завоевания Римом Греции и всего Средиземноморья во II—I вв. до н. э. Римляне говорили на латинском языке, родственном греческому (оба относятся к индоевропейской семье) и, главное, очень похожем на греческий по своем)' строю Можно было просто перевести греческую грамматику на латинский язык, заменив примеры (требовались небольшие изменения — например, в латыни на один падеж больше). Уже в I в. до н. э вполне сложилась римская наука о языке. Тогда жил её первый крупный представитель МлркТеренций Вар-рои — учёный, писавший многотомные труды чуть ли не по всем существовавшим областям знания (до нас дошли его работы по сельскому хозяйству и грамматике). Сочинения Варрона даже древнее тех александрийских грамматик, которые сохранились до наших дней. Итогом развития латинской грамматики стал гигантский труд Присциана «Грамматические наставления в 18 книгах», появившийся уже в Раннем Средневековье в начале VI в В течение многих веков она считалась образцовой.
Греческие и латинские грамматики по уровню уступали грамматике Панини явления языка описаны в них гораздо менее подробно и чётко. Однако именно из них выросла современная лингвистика. Большинство знакомых нам терминов — гласный и согласный звуки, имя, 1лаюл, наречие, падеж, наклонение, залог, предложение, синоним, омоним и т. д. — восходят к античным грамматикам. Как правило, они были получены путём перевода (в том числе по частям) греческих и латинских терминов.
В Средние века европейская традиция окончательно разделилась па греческую, господствовавшую в Византии, и латинскую, охватывавшую страны Западной Европы, где латынь долго оставалась основным языком культуры Учёные Запада несколько веков ограничивались тем, что комментировали грамматику Присциана, по в XIII—XIV вв. наука о языке вновь начала активно развиваться. Языковеды продолжали изучать синтаксис и, самое главное, создали новый тип грамматики — философскую грамматику. Автор самой знаменитой грамматики — немецкий учёный Томас Эрфуртский (начало XIV в.). Авторы таких сочинений, в основном исходя из латинского языка в том виде, в каком он зафиксирован у Присциана, старались не просто описать язык, а объяснить сущность всего, что в нём содержится Вначале толкования были довольно наивными — например, род неодушевлённых существительных объясняли, исходя из природы предметов, которые этим существительным обозначаются. Но сама попытка создать объяснительную грамматику имела огромное значение для развития науки. Если индийская наука о языке очень рано остановилась в своём развитии, то европейское языкознание, сначала значительно уступавшее индийскому, продолжало двигаться вперёд.