Предписьменностью была и пиктография. Слово это заимствовано из греческого языка и в переводе означает «рисуночное письмо», т. е. такое, при котором сообщение передаётся с помощью рисунков. К пиктографии, по-видимому, относятся и древние наскальные рисунки.
Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что поблизости находится ресторан, — это самая настоящая пиктограмма. Другой пример — бегущие, плывущие, боксирующие человеческие фшурки. Подобными пиктограммами на олимпиадах и других крупных международных спортивных состязаниях обозначают различные виды спорта. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем поняты. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и собственно письмом не являются.
Пиктография — внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. И тем не менее именно из неё произошло древнейшее словесное письмо. Многие народы, создав пиктографию или друтие предиисьменности, так и не сумели самостоятельно изобрести письмо. Про некоторые явления трудно сказать, что перед нами: предписьменность или уже письмо. Например, учёные до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме и других предпнсь-менностях.
Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком, абстракцией. Об этом превращении говорит возможность употреблять такой знак в переносном значении, передавать и другие слова, которые так же или похоже звуча г. I юдобным образом записывают и современные ребусы. Аналогично было устроено и древнее письмо. Ребусный принцип эпизодически встречался и в предписьменностях. В знаковой системе, используемой африканским народом йоруба, шесть раковин означают 'привлекательный' (а шнур с шестью раковинами — что-то вроде любовного послания). Этот знак появился потому, что слова шесть и привлекательный звучат на языке йоруба одинаково — [efa]. Так возникает знаковая связь между звучащей речью и начертанием — основа любой письменности.