Итак, появление письменности вызвало к жизни литературу, точнее — несколько видов литератур: сакральную (священную), деловую, юридическую Одной из самых поздних по времени возникновения и самой удивительной стала художественная литература. По отношению к ней и её языку всё, что представлялось уже ясным, решённым, становится загадочным и непонятным. И прежде всего — вопрос о цели. Зачем вообще нужна художественная литература' Практическая польза неясна, информационная ценность сомнительна. Что за удивительная сила позволяет ей преодолевать время и равнодушие человека? Сила эта — искусство слова.
Рождение художественной литературы — это принципиально новый этап в развитии языка. И содержание, и язык художественного текста неизмеримо сложнее любого другого. Сложность содержательной стороны словесного искусства (как и искусства вообще) в том, что человек с его помощью жаждет разгадать самую непостижимую загадку — самого себя.
В каждом произведении искусства, будь то стихотворение или гравюра, роман или симфония, создаётся совершенно особый мир А создавать такие миры позволяет образ. Образ — это способ и средство воссоздания реальности в искусстве, это наиболее важный элемент художественной модели мира. Он позволяет соединить несоединимое: абстрактное с конкретным, общее с индивидуальным, привычное с неожиданным, типичное с уникальным. Образ адресован одновременно и чувству, и разуму, ибо порождается он одновременно чувством и разумом.
Именно потому, что образ воспринимается чувствами, он связан с особенностями материала, в котором то или иное искусство воплощает свою модель мира. Материалом художественной литературы является язык. Возникает вопрос: как претворяется язык в материю словесного искусства? Может быть, попадая в художественный текст, язык обнаруживает какие-то особые, тайные свойства, не проявляющиеся в других типах текстов? Нет, в языке художественных текстов нет ничего такого, чего не было бы в других разновидностях языка. Но всё, что в обычной ситуации общения разведено по разным сферам употребления и сталкивается лишь случайно, в рамках художественной литературы сосуществует.
Значит, дело не в особых свойствах языка, а в особом отношении к нему. Человек, создающий художественный текст, и человек, его читающий, вспоминают о творческой сути языка. Ведь язык не просто передаёт мысли; он создаёт очеловеченный, одухотворённый вариант мира, а не механическое его отражение.
Художник своим произведением выражает собственное «я» Эта мысль привычна и общепринята. Гораздо труднее понять, почему и для читателя художественная литература не только источник информации, но и способ познания самого себя.
Во-первых, склонность человека к литературе, несмотря на полную возможность обойтись без неё в повседневной жизни, является актом самовыражения. Самовыражение читателя — в его сопереживании, сочувствии, сотворчестве. В художественном тексте не только писатель, но и читатель должен ощущать себя творцом, впервые воплощающим мир в слове. Это личностное проживание творческой природы языка и составляет основу словесного образа. Звучит речь, наполняются смыслом слова, прорастают друг в друга значения слов — всё это читатель ощущает как событие, как открытие... В лингвистике XX столетия это пересоздание языка в материал словесного искусства было названо а к ту ал изацией,
В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается как бы сама собой, автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она ведет не расчёт, а чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выразят именно то, что он думает и чувствует. Он пробует одно, другое, третье, ищет не только в общеупотребительном, привычном, но и в тех запасах языка, которые в обычном общении редко используются В зависимости от характера, таланта, образованности писатель в разной степени осознает необходимость актуализации языка. Иногда это происходит чисто интуитивно, иногда выливается в целую научную теорию. Тогда художественное творчест во становится экспериментом, призванным подтвердить или опровергнуть её.
В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, и то, как сказано, придаёт тому, что сказано, глубину, неповторимое! ь и силу. Что представляет собой любовная лирика всех времён и народов как не сочетание и взаимодействие в разных вариантах четырех смысловых компонентов: Я люблю тебя; Я сча-стлив(а), что ты меня тоже любишь или Я несчастливца), потому что ты меня не любишь; Весь мир вместе с нами радуется нашей любви или Весь мир ополчился против нашей любви; Сама смерть не победит любовь или Дажелюбовь побеждается смертью. Но то, как это каждый раз воплощается в слове, создаёт не только неповторимый индивидуальный стиль поэта, но и картину всей эпохи и целого народа.