Эти слова Базарова, героя романа И С. Тургенева «Отцы и дети», часто бывают справедливы. Не нужно думать, что речь тем красивее и лучше, чем больше в ней тропов и фигур. Пышность отнюдь не всегда уместна. Краткость, чёткость, простота нужны гораздо чаще. Даже когда говорят о чувствах, чрезмерно эмоциональная речь иногда ощущается как недостаток: возникает подозрение, что человеку важно не само чувство, а его речь об этом чувстве.
Не следует забывать, что риторические фигуры совсем не привилегия одной лишь «высокой» речи. Вот цитата из знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751 — 1780 гг.), составленной французскими просветителями во главе с Дени Дидро: << .Риторические фигуры всего обычнее в речи рыночных торговок. Попробуем соединить их в речи простолюдина и, чтобы оживить его, предположим, что он ругает свою жену: „Скажу я. "Да", она говорит: "Нет"; утром и вечером, ночью и днём она ворчит (антитеза). Никогда, никогда с ней нет покоя (повтор). Это ведьма, это сатана! (гипербола). Но, несчастная, скажи-ка ты мне (обращения): что я тебе сделал (вопрос)? Что за глупость была жениться на тебе (восклицание)!"». Искусство берёт то, что уже есть в языке, и только использует в своих целях. Хорошо говорит (и пишет) не тот, кто часто употребляет фигуры, а тот, кто ими пользуегся умело и к месту.