Уникальная судьба древнегреческой культуры во многом определялась двумя обстоятельствами. Во-первых, Греция в отличие от стран Древнего Востока была не единым государством, а совокупностью небольших общин. Во-вторых, именно в таких общинах важные решения можно было принимать сообща. Так появилась греческая демократия, при которой высшая власть была в руках народного собрания. Судьи тоже были выборные, а не назначенные царём, и судили не в одиночку, а все вместе. Чтобы принять решение, его надо обсудить; чтобы оно было
таким, каким нужно, остальных надо убедить. И в какой-то момент 1реки обнаружили, что умение убедительно говорить — не дар богов, ему можно научиться. Появилась наука об ораторском искусстве — риторика (греч. «rhetorike»). «Поэтами рождаются, ораторами становятся» — так говорили древние.
Пользу ораторской науки скоро оценили и поэты, хотя они прекрасно знали, что поэзия к ней не сводится. До XVIII в. риторика оставалась обязательным предметом при изучении словесности. Только во времена романтизма главной ценностью стали считать искренность, а не правильность и сделали слово риторика ругательным. Но все названия словесных украшений, которые используют до сих пор, взяты из учебников и трактатов по риторике.
Риторика осталась не только в названиях. Писатели XIX и XX вв. отказались от многих риторических правил, которые казались незыблемыми, но не смогли отказаться от риторики вообще, ведь литература — всегда оформленное и неслучайное слово. Законами такого оформления и ведает риторика.