Разговорная фонетика живёт по своим особым законам. Например, по нормам книжной речи в безударном положении после мягких согласных произносят звук, близкий к [и]: д[и]ревъя (фонема <е>), }ц[и\жёлый (фонема <а>), черным-ч\Щуно (фонема <о>). Только фонема <у> даже в этой позиции остаётся сама собой: [т'у^бан Оказывается, разговорная речь и её не щадит. Строчка из стихов К. И. Чуковского «Федорино горе» читается так: «Сковородка на бегу/закричала угп[и]гу». В тетрадях школьников встречаются такие написания: челеапи (вместо челюсти), вы-черный или вычирный (вместо вычурный). Говорят: ч[и]довище, т\\\\пъпанчик, ощ[и]щение.
Группа гласных стягивается в один звук: [вапш'ё] — вообще, [къп'ират'йф] — кооператив. Согласные исчезают: [т'йэ] — тебе, [с'иэ] — себе, [в'йит] — видит, [д'еушкъ] — девушка, [хоит] — ходит. Группы согласных упрощаются, или один из них утрачивается: когда — [када], сколько — [скока], настолько — [настока], разве — [разъ]; или между ними вставляется гласный: [рубъл'] —рубль, [т'атър] — театр.
Из-за выпавших звуков слова меняют стоговой состав: он говорит — [он гът]; наверно — [наэрнъ], [нърнъ], [нэнъ]; конечно — [къэш], [къш]. Происходят и фонетические «слияния» слов, так как они теряют конечные слоги и звуки: Профес(сор) ста-а беспокоитг>ся (произносят професстал); Лош(ади) ишрахаются от него.
Господин Журден, герой комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», очень удивился, узнав, что он всю жизнь говорил прозой. Исследования разговорной речи показали, что на самом деле мы нередко говорим... почти стихами! Фонетический поток разговорной речи ритмически организован, например: Ты Тань помнишь? Ты-то помнишь? Ты [къш] (конечно) помнишь? Эти высказывания строятся, как хорей в стихе: ударный — безударный слог, ударный — безударный. А может быть и так Ну Таня спой! Конечно спой! А ты придёшь? Здесь другой ритм — ямб. Слова укладываются в нём по-другому.
Ритмичность часто достигается изменением порядка слов, использованием служебных частей речи (ты-то). В вводных словах варьируется слоговой состав слова: [канешнъ], [къшнъ], [къш] — конечно, а вместе с тем и произношение звуков. Всё это подчинено организации речевого ритма.