С детства каждый человек знает, что бессвязный текст — это отклонение от нормы. Но какими средствами достигается связность? Все виды связи между предложениями — межфразовые связи — можно поделить на две большие группы: связи, устроенные по типу зацепления, и связи, устроенные по типу повтора. При зацеплении какой-либо элемент одного предложения указывает на элемент другого предложения, «зацепляется» за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другом}7. Одно из самых распространённых средств зацепления — субститут (orлатsubstitutio — «ставлю взамен», «назначаю взамен»). Это слово, заменяющее какое-либо другое. Обычно это личные местоимения: Маша вышла погулять. В руках она несла морковку. Существуют и так называемые от с ыл очные слов а. Чаще всего это указательные местоимения: Мы заглянули в колодец. Там было темно. Бывает, что никакого слова, осуществляющего зацепление, нет, а связь всё же есть. Например: Я пойду гулять сейчас. А ты — вечерам. Во втором предложении пропущено пойдёшь гулять. Такой пропуск называется эллипсисом. В данном примере эллипсис, указывая на словосочетание пойду гулять (это словосочетание можно при желании восстановить), является средством зацепления.
Наконец, зацепление может происходить за счёт синтаксической перестройки. В предложении Человек смеётся говорится о человеке — это тема (от греч. «thema») предложения; о нём сообщается, что он смеётся, — это рема (от греч. «rhema» — «слово», «изречение», «буквально сказанное»). Если рядом поставить два предложения, то переход, например, ремы одного предложения в тему другого будет указывать на связь этих предложений: Человек смеётся. Смеётся весело и громко.
Все перечисленные выше виды зацепления можно считать грамматическими, поскольку в них используются те или иные грамматические свойства слов.
Но есть зацепления, которые строятся на особенностях лексических значений слов. Их называют лексическими Если сказано:Во-первых, ты должен сделать уроки, то непременно должно быть какое-то во-вторых... Такие элементы, как во-первых, во-вторых и т. д., — знак того, что дальше последует продолжение, развитие мысли. В общем, «если сказал а, то надо сказать и б».
В тексте можно встретить слова, отсылающие читателя к той или иной его части: В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин писал... Они тоже осуществляют связь, но уже не между фразами, а между целыми частями. Такие слова называют адресными отсылками.
Личное местоимение почти всегда связано с одним словом: Собака бежала по полю. Она пыталась догнать бабочку. А отсылки могут быть привязаны к части или даже ко всему предыдущему тексту, как. например, слова также в басне И. А. Крылова «Лев и Лисица»:
Лиса, не видя с]юду Льва. С ним встретясь, со страстей осталась
чуть жива. Вот, несколько спустя, опять ей Лев
попался. Но уж не так ей страшен показался. А третий раз потам Лиса и в разговор пустилася со Львам.
Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся.
Большинство басен заканчивается моралью (частью, в которой сформулирована основная идея басни), и мораль начинается именно с отсылки, связывающей её со всей басней.
Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими.
Примеры лексических, синтаксических и грамматических повторов можно найти в начале повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в
минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправшктъ? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим, или по крайней мере муромским разбойникам?».
Из предложения в предложение повторяются те или иные слова или словосочетания; в данном случае четырежды повторяется местоимение кто — это лексический повтор. В первых двух предложениях есть грамматический повтор: повторяются прошедшее время глагола, единственное число и несовершенный вид (не проклинал, не требовал, не бранивался). Во всех трёх предложениях повторяется и отрицание. А синтаксический повтор в этом примере выражается в том, что все три предложения — вопросительные (вопросительная конструкция с местоимением кто).
Семантический (смысловой) повтор устроен значительно сложнее других видов повторов. Часто, чтобы его понять, нужно знать ассоциации, связанные с тем или иным понятием. Например: Футбольный матч подходил к концу. Спортсмены еле-еле передвигали ноги. Чтобы правильно понять второе предложение, нужно знать, что футболисты являются спортсменами, а не рабочими, например. Что футбольный матч длится 90 минут и всё это время футболисты должны много бегать. Только тогда становится понятным, почему они еле-еле передвигали ноги.
Конечно, в реальных текстах используют обычно сразу несколько видов межфразовой связи. Однако у каждого автора есть свои излюбленные средства: одни чаще обращаются к грамматическому зацеплению, другие больше любят семантический повтор. В одних текстах связь явная, легко определимая, в других она неоднозначна или скрыта.
Существуют не только межфразовые связи:
Робин-Бобин Барабек Ск\шал сорок человек... А теперь и говорит: «У меня живот болит».
Можно ли ответить на вопрос, почему у Робина-Бобина болит живот? Конечно. Он же обжора, съел 40 человек. В данном случае второе предложение — следствие первого, и отношения между ними причинно-следственные. Таким образом, между предложениями существуют не только межфразовые связи, но и логические отношения. Они называются межфразовы-ми  отношениями. Для каждого типа текста (повествования, описания и рассуждения) существуют свои способы устанавливать межфразовые отношения. Это могут быть отношения последовательности, основания или вывода, причины или следствия, уточнения и т. п.