В своё время выдающийся лингвист Фердинад де Соссюр сравнил людей со словарями. Можно провести сходную аналогию между людьми и текстами. Людей очень много. А если принять во внимание всех, кто жил до нас и кто будет жить после, то очень-очень много. Каждый человек, безусловно, неповторим и уникален, но... Среди людей есть мужчины и женщины, дети и взрослые, брюнеты и блондины, врачи и строители. Так же и с текстами. Каждый из них (существующих и возможных) неповторим, но среди текстов есть короткие и длинные, цельные и отрывочные, письменные и устные...
Самый, пожалуй, знаменитый из коротких текстов родился в Древней Греции Учёный Архимед, окунувшись в ванну и случайно выплеснув из неё воду, воскликнул: «Эврика!» (в переводе с греческого «heureka» означает «я нашёл»). Теперь школьник в любом уголке мира знает, что именно нашёл Архимед: он открыл закон, по которому выталкивающая сила определяется весом воды, вытесняемой этим телом.
А одним из самых длинных текстов можно считать памятник средневековой арабской литературы «Тысяча и одна ночь».
В большинстве текстов предложения и отдельные части связаны между собой. Но бывают и «бессвязные тексты». Нередко, например, человек, рассказывающий какую-нибудь историю, вдруг начинает пугаться, переставлять события, добавлять ненужные детали. Так произошло с Болванщиком, героем сказки «Алиса в Стране Чудес», когда тот давал свои «показания» на знаменитом суде по поводу украденных кренделей: <-Я человек маленький... и не успел я напиться чаю.. прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслам у меня почти не осталось... а я всё думал про филина над нами, который, как поднос над небесами... <...> а только после этого у меня всё перед глазами замигало... только вдруг Мартовский Заяц и говорит... тогда я отрезал себе ещё хлеба и намазал его маслом... я человек маленький... И я всё думал о филине».
Одни тексты выражают законченную мысль, другие — нет. Вот, например, одна из английских детских песенок:
Я по берегу гоняться За телёнком принялся, А телёнок — ну бодаться! Вот и песня вся.
В этом тексте есть определённое указание на окончание: «Вот и песня вся».
Конец имеет большинство историй. Герой может уехать или умереть. Например, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира заканчивается смертью обоих главных героев. Могут закончиться события, которые развиваются вокруг героев. Так, сказка «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова завершается свадьбой Иванушки и Царь-девицы.
Но есть и «бесконечные» тексты. Например, известное стихотворение «У попа была собака»:
У попа была собака.
Он её любил.
Она съела кусок мяса.
Он её убил.
Убил. В землю закопал.
И надпись написал:
«У попа была собака...».
Текст может быть не только написан или произнесён, но и нарисован, и начерчен, и станцован. Это тексты, существующие в других знаковых системах.
Знаки дорожного движения — тоже тексты. «Кирпич» (белый прямоугольник на красном фоне) предупреждает: проезд закрыт. У этого текста есть, между прочим, «собрат» — наскальный рисунок, который нашли в американском штате Нью-Мексико возле крутой горной тропинки. Его значение понять легко: по скалистой тропе может вскарабкаться только горная коза, лошадь же с всадником свалится.
Есть очень древние тексты — тексты-«долго-жители», и совсем новые — тексты-«юнцы». Как правило, долгожителями становятся тексты, обладающие большой культурной ценностью: например, священные тексты, повествующие о деяниях богов, передающие людям божественные заповеди, а также классические литературные произведения. Некоторые тексты живут так долго, что никто уже не может точно сказать, когда они родились. Никто не знает достоверно, в каком веке были созданы «Одиссея» и «Илиада», был ли автором этих поэм великий Гомер, да и существовал ли он вообще. Однако текст живёт и по-прежнему интересен людям. Но и не столь значительные по содержанию тексты могут существовать очень долго. Кто знает, сколько лет детской песенке-потешке «Ладушки»?
Мир текстов удивительно разнообразен, велик, подчас загадочен. А изучать тексты, пытаться понять, о чём они говорят, как устроены — одно из самых увлекательных занятий на свете.