Чтобы высказывание достигло своей цели, должны быть соблюдены некоторые условия. Например, у вопроса как речевого акта есть четыре так называемых условия успешности: предполагается, что говорящий не знает ответа; хочет знать ответ; адресат речи знает ответ; готов этим знанием поделиться.
Если какое-то условие успешности речевого акта нарушено, говорящего постигнет к омму-никативная неудача. Например, он не получит ответа на свой вопрос. Так, в диалоге из кинофильма «Берегись автомобиля» адресат косвенным образом даёт понять, что не знает ответа (нарушено третье условие успешности речевого акта вопроса):
«— Почему он привязался именно к вашей машине?
— Вы меня спрашиваете?». Гоголевский Чичиков пытается узнать у Со-
бакевича, где живёт Плюшкин, но его ждёт коммуникативная неудача, так как не соблюдено четвёртое условие, т. е. адресат не хочет сообщать нужную информацию:
«— Но если выехать из ваших ворот, это будет направо или налево?
— Я вам даже не советую и дороги знать к этой собаке!».
Пример из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:
«Фамусов. Что за история?
Софья. Вам рассказать?».
Фамусов задаёт вопрос — значит, хочет знать ответ (второе условие). Софья своим вопросом подвергает это сомнению.
Вопросы, в которых нарушено первое условие («говорящий не знает ответа»), называются экзаменационными.
Речевой акт побуждения будет успешным при условии, что адресат способен выполнить действие, к которому его побуждают. Ещё в одном диалоге из сказки Л. Кэрролла Алиса сообщает, что никак не может выполнить пожелание Мартовского Зайца:
«— Выпей ещё чаю, — сказал Мартовский Заяц, наклоняясь к Алисе.
— Ещё? — переспросила Алиса с обидой. — Я пока ничего не пила».
Свои условия успешности есть и у речевого акта утверждения. Пример, который их демонстрирует, известен в науке под названием «парадокс Мура» (Джордж Эдуард Мур — английский лингвист; 1873—1958). Можно сказать: Она красива, но Джон так не считает; но нельзя Она красива, но я так не считаю. Возникает противоречие, потому что высказывание Она красива само по себе содержит смысл 'Я так считаю'.
Коммуникативная неудача может постигнуть говорящего из-за того, что он и слушатель вкладывают разный смысл в одни и те же слова. Вновь обратимся к «Алисе в Стране Чудес»:
<— Сними свою шляпу, — сказал Король Бол-ванщику.
— Она не моя, — ответил Болванщик».
В результате Болванщик всё последующее время продолжает сидеть в шляпе — Короля постигла коммуникативная неудача.