В сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть любопытный эпизод.
«— Этой ужасной минуты я не забуду никогда в жизни! — сказал Король.
— Забудешь,— заметила Королева, — если не запишешь в записную книжку».
Король хочет поделиться сильными переживаниями по поводу того, что с ним произошло, а Королева понимает его высказывание как обязательство не забывать происшедшее и даёт совет, как лучше выполнить это обещание. Хотя Король, похоже, предпочёл бы как раз поскорее всё забыть.
Всякое действие имеет какую-то цель. Когда человек говорит — это тоже действие (речевое) и у него есть своя цель что-то сообщить (Наулице холодно), о чём-то спросить (Какой сегодня день недели?), предложить (Цавайгпе пойдём в кино!), приказать (Иди сюда!), посоветовать (Ты бы отдохнул), восхититься (Как красиво!) и т. д.
Цель, ради которой совершается речевое действие, называют коммуникативным н ам ере ни ем. Чтобы добиться цели, т. е. реализовать своё коммуникативное намерение, говорящий строит высказывание. Для построения высказывания в языке существует специальная единица — предложение. Но, во-первых, высказывание не всегда бывает оформлено в виде предложения (высказаться можно, например, жестом), а во-вторых, смысл высказывания шире смысла предложения, ведь он включает коммуникативное намерение. Поэтому в одном и том же предложении могут совпадать разные по цели высказывания, т. е. разные речевые акты. Так, предложение Ружьё заряжено может выражать и предупреждение 'Будь осторожен, обращаясь с ним', и угрозу 'Моё ружьё заряжено, и я могу выстрелить'.
И наоборот: одно и то же (или почти одно и то же) намерение может быть выражено разными предложениями. Можно попросить о помощи не только словами Помоги(те) мне, пожалуйста!, но и множеством других: Я хотел бы, чтобы ты мне помог; Будет хорошо, если ты мне поможешь!; Ты мне поможешь^; Не могли бы вы мне помочь?; Не можешь ли ты мне помочь?; Почему бы тебе мне не помочь!; Что ты скажешь, если я попрошу тебя мне помочь?; Можно попросить тебя мне помочь? и т. д.
Уже в античных грамматиках выделялись три типа предложений по цели высказывания (правильнее — три грамматических класса высказываний): утвердительные высказывания, или сообщения, получающиеся из предложений с изъявительным (реальным) наклонением глагола; в о пр осителъные — из предложений с вопросительными словами и частицами (в русском языке вопрос может быть выражен только особой вопросительной интонацией: Ваня уже пришёл?) и побудительные, в которых есть глагол в повелительном наклонении. Конечно, возможных целей высказывания, как мы уже видели, гораздо больше, но не все они имеют собственные, закреплённые за ними способы выражения.