Изучение речевой деятельности в отечественной лингвистике привело к созданию в 70-х гг. ХХв. теории речевой коммуникации. На место акта речи она поставила более широкое понятие акта коммуникации, учитывающее как достижения психологии, так и теории информации. Под контекстом понимается обстановка, в которой производится высказывание (допустим, официальное собрание, дружеская встреча, семейный обед); контакт предполагает возможность не только устной, но и письменной коммуникации; код подразумевает язык (или речевую разновидность), на котором производится высказывание.
Иногда в высказывании на первый план может выступать не воздействие или сообщение, а самовыражение говорящего, его способ речевого поведения (допустим: выказать себя остряком или молчуном, спонтанно выразить свои чувства — возмущение, радость, досаду).
В составе высказывания выделяются компоненты, соответствующие этим трём составляющим (речевому воздействию, сообщению, самовыражению); так, для речевого воздействия используются особые метатекстовые конструкции типа обращений, вставочных элементов (знаешь, понимаешь), грамхматических конструкций (повелительное наклонение), интонаций, характеризующих тип воздействия.
Вот пример диалога из сказки Кира Булычёва о другой Алисе (которой тоже довелось уменьшаться и увеличиваться, как её английской тёзке). Бабушка спрашивает:
«— Алиса, девочка! Почему так долго?
— Бабушка, — сказала Алиса самым нежным из голосов, которыми владела, — миленькая, мне придётся на часок задержаться. Я полечу следующим рейсам!
— Этого ещё не хватало! — возмутилась бабушка. — А что я скажу твоим родителям?
— Ты ничего не успеешь сказать, как я уже приду домой».
Бабушка тревожится, она хочет заставить Алису вернуться; Алиса в свою очередь хочет успокоить бабушку, но возвращаться не хочет. Её цель — убедить бабушку с этим согласиться. В арсенале бабушки речевые воздействия — вопросы, она требует объяснений; Алиса в ответ сообщает о своих намерениях, но её сообщения имеют характер уверений, обещаний. Способ воздействия не прямой, но всем известный-. Алиса подлизывается (используя и пара-лингвистические средства — «самый нежный из голосов»). Бабушка возмущается, реплика «Этого ещё не хватало!» — спонтанное выражение её эмоций, но это тоже косвенный способ воздействия на Алису.
Речевые действия различаются по характеру своего  воздействия на собеседника
Социальные воздействия — это такие принятые в обществе речевые действия, как приветствия, прощания, благодарности, поручительства, обязательства, клятвы, присяги, посвящения, постановления, завещания, помолвки, молитвы, заклинания и др. В них не происходит передачи информации. Волеизъявления — просьбы, приказы, советы, вопросы, разрешения, отказы, предложения — побуждают собеседника действовать в соответствии с волей и желанием говорящего. Информирующие речевые действия — это сообщение, предупреждение, доклад, рассказ, объяснение и др. Действия этого типа не обладают большой силой, но могут быть использованы для косвенного выражения других видов воздействий. Например, Я бы выпил чаю — косвенная просьба в отличие от прямого волеизъявления Дайте мне чаю. К оценочным воздействиям относятся похвала, одобрение, оправдание, порицание, осуждение, упрёк, обвинение. Они направлены в основном на чувства собеседников.
Речевые воздействия описывают диалогическое общение наиболее полно (возможен беспредметный диалог. Привет! — Привет!; не всегда важен и способ самовыражения, но без речевого воздействия диалог невозможен, он рассыпается).