Рубрика Языки мира

Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют материнским, или род-н ым. Обычно бывает лишь один родной язык. Но есть люди, у которых родных языков два или даже больше. У известного востоковеда и лингвиста Николая Марра (1864 или 1865—1934) отец был шотландцем, говорившим по-английски, а мать — грузинкой; каждый из родителей говорил на своём языке, и будущий академик
имел два родных языка: материнский и отцовский. В многоязычном городе ребёнок на одном языке может говорить с родителями, на другом — с товарищами по играм Владимир Набоков, воспитанный иностранцами-гувернёрами, с раннего детства одинаково хорошо владел русским, английским и французским языками, благодаря чему в разные периоды жизни смог стать и русским, и американским писателем.
Родной язык осваивается лишь в раннем детстве, не позже, чем в четыре года. Только в этом возрасте в овладении языком участвуют оба полушария мозга. Позже освоить язык значительно труднее, потому что в обучении участвует лишь левое полушарие. Оно отвечаег за фонетику и грамматику, поэтому научиться говорить на чужом языке без акцента и грамматических ошибок можно в любом возрасте. Но языковыми значениями ведает прежде всего правое полушарие. Поэтому поздно выученный язык будет обеднён с точки зрения богатства значений Если даже человеку придётся в дальнейшем пользоваться лишь неродным языком, влияние родного все равно будег сказываться Тот же Марр, окончив в Кутаиси гимназию, уехал учиться в Петербург, стал русским учёным, говорил и писал по-русски Однако до конца жизни в его речи ощущался сильный акцент, а своеобразный стиль его работ выдаёт, что русский язык ему неродной
Говорить всегда и везде на материнском языке — естественная потребность человека, её можно назвать потребностъю идентич-ности. Причины её очевидны Неродные языки всегда выучиваются с большим трудом, чем родные, а это создаёт неравенство Для многих людей родной язык является и языком своего народа Поэтому необходимость учить чужой язык часто ущемляет национальные чувства, вызывает ощущение социальной неполноценности Одновременно чужой язык можег считаться более престижным или открывать путь к карьере.
Вторая естественная потребность человека — п о тр е бн ость вза им опон им ания. Людям важно найти общий язык и в переносном, и в прямом смысле Если его нет, то возможны очень тяжелые последствия Участники Великой Отечественной войны помнят случаи, когда новобранцы из Средней Азии, не знавшие русского языка, погибали из-за несогласованности действий с товарищами. Недаром люди издавна мечтали о едином всемирном языке и не раз пытались его создать
Потребность идентичности не нарушалась, пока люди жили сельскими общинами, а появление «чужого» было чрезвычайным событием. Но при переходе к индустриальному обществу, когда в государстве начали складываться единый рынок, единая административная система, армия, система образования, главной стала потребность взаимопонимания.