Рубрика Языки мира

У индоевропейцев было развито земледелие. Они умели «обрабатывать землю», «пахать» — *Наг-, «сеять» — *seH(i)- (от этого же корня, по-видимому, образовано слово с суффиксом *-теп: *semen 'семя'. Они знали орудие для уборки урожая, *serp- 'серп'. Что касается плуга и сохи, то для греко-германо-балто-италийско-го диалектного ареала хорошо восстанавливаются формы *uogni- 'лемех', 'сошник' и *kak- 'coxa', 'плуг'. Известно, что первые свидетельства плуга были обнаружены в Шумере (они датируются V—IV тысячелетиями до н. э.). В Европе плуг появился не ранее середины II тысячелетия до н. э. Это позволяет думать, что народы, принадлежавшие к греко-романо-балтийской диалектной общности, находились в длительных культурных контактах с народами, населявшими Переднюю Азию.
Одна из самых распространённых и древнейших зерновых культур — ячмень (*ieuo-). В Передней Азии его выращивали начиная с X тысячелетия до н. э. Археологи находят там древние зернотёрки и ручные мельницы. В Европе ячмень появился лишь в конце неолита. Кроме ячменя были известны *риг- 'пшеница' и *lino- 'лён'.
Индоевропейцы, земледельцы и скотоводы, знали толк в еде. Пища делилась на варёную — «нестрашную», и сырую — «страшную». В качестве общего слова для сырого мяса реконструируется форма *kreuH-/kruH-, к которой восходят древнеиндийское krainh 'сырая плоть', 'сырое мясо', krura- 'кровавый', 'страшный'; авестийское хгига- 'кровавый', 'страшный', хги- 'кусок кровавого сырого мяса', греческое kreas 'сырое мясо'; латинское стог 'кровь, текущая из раны'; древнеирландское cm 'кровь'; древнеисланд-ское hrar 'сырой', 'несваренный'; литовское kraujas 'кровь'; старославянское кръвъ 'кровь'. Мясо вообще, т. е. продукт, употребляемый в пищу, 'нестрашное' мясо, называлось иначе: *mems-о. Этот корень есть во всех основных индоевропейских диалектах: в тохарском Б — misa; в древнеиндийском — mamsam; в албанском — mish; в готском — mimz, в прусском — mensa, в латышском — miesa, в старославянском — maso; все эти слова обозначают 'мясо'.
Общее слово, означавшее обработку пищи на огне, реконструируется как *pek-. Пекли, а также жарили (*brek'/bruk') в очаге, на огне (*pHhur). Поддержание огня в очаге и приготовление горячей пищи было для индоевропейцев ритуальным действом. Это выражалось в особом почитании тех, кто её готовил. У древних хеттов «люди огня» (повара) составляли особую касту. В их обязанности входило приготовлять церемониальную пищу во время религиозных обрядов. К ним обращены наставления: «В очаге огонь будете раздувать», «Огонь чрезмерно охраняйте». В одной из дарственных надписей упоминаются повара, получающие земельные наделы за свои труды. В Древнем Риме существовали специальные коллегии (профессиональные объединения) поваров. Из одной надписи известно, что они преподносили дары высшим богам — Юпитеру, Юноне и Минерве. В Риме общественный культ огня воплощала богиня Веста. Ей был посвящен круглый очаг в отличие от четырёхугольных, которые посвящались другим богам.
Помимо обычной еды (*ef-) существовала и ритуальная. Корень ЧаНр- имел значение 'поедать ритуальную пишу, приносимую божеству. Так, в латыни daps означает 'пиршественные яства, посвященные богам и изобилующие мясом и вином', в древнеисландском tafn — 'жертвенное животное', 'жертвенная пища'; слова, восходящие к той же индоевропейской основе, в армянском языке имеют значение 'празднество', в хеттском —'должностное лицо, связанное с придворной кухней'. В древних обществах, ещё задолго до Библии, возникла идея взаимного договора с богами. Люди и боги должны постоянно обмениваться жертвоприношениями и дарами. Язык донёс до нас важнейшее изменение в религиозной практике индоевропейцев: «кровавая», «страшная», часто человеческая жертва постепенно сменилась жертвой «некровавой» — пищей. Еда приносится в жертву богам, и в обмен боги посылают её изобилие людям. Такой обмен нельзя приостанавливать, иначе это грозит голодом не только людям, но и богам.