XIX в. стал временем окончательного становления русского литературного языка. Развернувшись во всю мощь, он дал миру великую литературу. Огромная заслуга в этом принадлежит А С. Пушкину. Его творчество — итог поисков и размышлений нескольких поколений русских писателей о том, каким должен быть литературный язык. В пушкинской поэзии и прозе гармонично соединились торжественность церков-но-славянского, энергия живой русской речи, европейская ясность изложения, меткие просторечные слова. В речи на открытии памятника Пушкину И. С. Тургенев сказал «Пет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением». Языковед, специалист по истории русского языка Григорий Осипович Винокур писал: «Имя Пушкина., стало для последующих поколений символом общерусской национальной языковой нормы... Пушкин был не столько реформатор, сколько великий освободитель русской речи от множества сковывавших её условностей.. Поэтому именно в художественном языке Пушкина и нашел русский национальный язык ту воплощённою норму, которая была целью всех сложных еобьпий, происходивших в нем с конца XVII в.». Во второй половине XIX в. школы, грамматики, словари окончательно закрепили общепацио-нальную норму книжной речи; обогатилась терминология, унифицировалось правописание Ещё А С. Грибоедов писал на еву вместо наяву, Пушкин — коляска, а Карамзин жаловался: даже г, Москве «с величайшим трудом можно найги \ чителя для языка русского, а в целом государем ве едва ли найдёшь человек 100, которые совершенно знают правописание».