Об авторской пунктуации ходит много легенд, особенно среди абитуриентов. Самое частое заблуждение — считать, будто бы любую пунктуационную ошибку можно объяснить авторской пунктуацией, но М. Горькому или М. Цветаевой такое прощают, а бедным школьникам и абитуриентам — нет. Так какие же авторские вольности допускаются законами пунктуации.''
Главное право автора — выбирать между возможными вариантами расстановки знаков. «А сейчас эта надежда —уже не надежда, а уверенность в чуде — заполнила его до самой макушки, и он уже удивился, как мог раньше жить в таком беспросветном, безысходном мраке* (А. и Б. Стругацкие). Вместо двух тире могли бы быть две запятые (или скобки), перед союзом и допустимо тире... Не случайно полностью воспроизвести в диктанте авторскую пунктуацию невозможно: ведь мы пишем в соответствии с правилами, но полагаемся на свой вкус.
Авторской пунктуацией считается употребление знаков препинания в рамках собсгвеиных значений, но в несвойственных им функциях. Приятель спросил меня: «Ты что, правда, ездил в Париж?» — и вытарашил глаза,
— Да, с папой и мамой.
Эти несходства позволяют пишущему делать свою речь более выразительной и разнообразной. Чаще всего так используют восклицательный и вопросительный знаки и многоточие, когда их ставят не в конце высказывания, а после особо значимого фрагмента.Мы сидели и гадали: знают ли? отец? приедет? выручать? наказывать? нас? обидчиков? сегодня же? завтра?
Вот почему восклицательный и вопросительный знаки, если пишущий вознамерился с их помощью пометить слово или словосочетание, часто соединяются с выделительными знаками — скобками или двумя тире: Кто-нибудь — отец? брат? — сумел бы сделать это, но мне такое было не под силу. Я решил — хотя мне этого страшно не хотелось! — обратиться за помощью к старшей сестре, ужасной насмешнице. Прибежал Валька и завопил, что на соседней улице случилась авария и рассыпался целый контейнер (!) конфет.
Что касается многоточия, то оно обычно просто ставится в том месте, где обрывается мысль, и выделенный им фрагмент не обрамляется дополнительно скобками или двумя тире: Жизны. на Марсе... Какая чепуха!..
Иногда автор может объединить знаки с характерными собственными значениями. Таковы сочетания: вопросительного и восклицательного знаков (передаёт вопрос с оттенком сильного удивления, возмущения или иного чувства), вопросительного знака с многоточием (передаёт нечётко сформулированный вопрос или вопрос с оттенком размышления, нерешительности и т. п.), восклицательного знака и многоточия (передаёт незаконченную мысль или неполную информацию, имеющую повышенную эмоциональную значимость для пишущего). «Человек рождён, чтобы, мыслить (вот он, Кирилл, наконец-то!.)» (А. и Б. Стругацкие).
Многие авторы пытаются передать с помощью знаков препинания (чаще всего парной запятой, тире или парного тире) интонационное своеобразие речи. В этом случае может появиться незаконно обособленный второстепенный член предложения или даже тире между подлежащим и сказуемым, выраженным личной формой глагола:Я —люблю и страдаю; Он приехал посоветоваться, с моим отцом.
Обычно корректор при подготовке произведения к печати безжалостно расправляется со всеми подобными авторскими изысками, но прославленные писатели иногда могут — хотя бы из принципа — настоять на своём особом «видении» или «слышании-» текста. После смерти такого авторитета корректоры, конечно, уже и не пытаются привести текст в соответствии с нормами пунктуации, и легенда об авторском произволе получает своё подтверждение.