Представьте себе: вы находитесь в совершенно тёмном помещении, и в руках у вас фонарик, дающий очень узкий луч света. Вы пытаетесь понять, что перед вами, направляете фонарик, и луч мечется по стене, выхватывая из темноты фрагменты какого-то изображения: вот морда собаки, вот струны инструмента, вот гусиное перо, дым, поднимающийся в небо, вышитый узор, седые усы.. Что общего между всем этим' Вдруг включается свег, и вы видите перед собой полотно Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Разрозненные детали мгновенно пришли в движение, соединились в одно целое; давние события разыгрались прямо у вас на глазах
Примерно то же самое происходит, когда отдельные слова и словосочетания, называющие предметы, явления и их признаки, соединяются в предложение, которое описывает ситуацию в целом. Каждый из нас, научившись говорить, проделывает это много раз в день, но объяснить, как мы это делаем, не так просто Как работает предложение? Как оно описывает ситуацию'' Как оно устроено? Этим трём вопросам соответствуют три стороны предложения, выделенные современным чешским синтаксистом Франтишеком Данешем коммуникативная (какова функция предложения в процессе общения), семантическая (что и как предложение обозначает) и формальная (как предложение строится)