Иностранцы, изучающие русский язык, никак не могут понять, почему по-русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть — на кого (на что), а любоваться — кем (чем). Никакие объяснения здесь не помогут — придется просто выучить наизусть, какую форму существительного «любит» каждый из этих близких по смыслу глаголов. Синтаксическую связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой падежной формы, называется управлени ем При управлении как бы ни менялась форма главного слова, зависимое, как стойкий оловянный солдатик, остаётся неизменным: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.
Управление особенно характерно для словосочетаний с главным словом, обозначающим действие (состояние, изменение состояния и т. п.), т. е. в первую очередь глаголов и глагольных форм: причастий и деепричастий. Ведь действие совершает кто-то, с чем-то, с помощью чего-то, ради кого-то, и все эти вовлечённые в действие предметы нужно назвать. Поэтому глагол или причастие иногда управляет целой гроздью зависимых существительных:
книгу •
ножницами
просит --у друга
? для сестры.
вырезающий салфетки
из бумаги
Некоторые из этих потенциальных возможностей глагола управлять существительным должны быть обязательно реализованы: нельзя сказать Я хочу извлечь, не указав что и откуда. А вот уточнять, с помощью чего я хочу это сделать, или нет — зависит от воли говорящего, синтаксическая модель этого строго не требуег.
Существительное тоже может управлять словами. Ярче всего эта способность выражена, естественно, у отглагольных существительных, но они (в отличие от причастий) не копируют модель управления глагола, а преобразуют её: чтение — чего, хотя читать — что; зависимость — кого от кого, хотя зависит — кто от кого.
Впрочем, и самые обычные, не связанные с глаголами по происхождению существительные могут быть главными словами в словосочетаниях с управлением: злость — на кого (что); путь — куда, к кому (чему); фотография — кого; свет — чего (от чего) и т. д.
! "О.
Если приглядеться к существительным-«ру-ководителям», то можно заметить: способность управлять — не такая уж неотъемлемая их черта, как аналогичное свойство глаголов. Предложение с глаголом, у которого нет «обязатель-ных>> подчинённых, кажется неполным. А отсутствие зависимых слов при существительных часто не нарушает грамматической структуры предложения. Сравните: Ваше решение оказалось неверным и Ваше решение задачи оказа-лось неверным; но во фразе Вы решили задачу неверно дополнение обязательно. Правда, в ситуации, когда возможна двусмысленность, управление становится обязательным, например: Пора подумать о возвращении домой — от возвращаться и Пора подумать о возвращении долга — от возвращать кого (что) кому (чему).
Кроме того, словосочетание, в котором одно существительное управляет другим, часто может заменяться на синонимичное, в котором от существительного зависит согласующееся с ним прилагательное или местоимение: портрет мамы — мамин портрет;увлечение спортом — то увлечение (при повторном упоминании).
Используют управление и числительные: в именительном надеже они требуют существительного в родительном падеже единственного (полтора, два, три, четыре килограмма) или множественного числа (пять, шесть, двадцать восемь, сто килограммов). Это не мешает некоторым из них согласовываться с существительными в роде (полтора, два километра, но полторы, две версты).
В синтаксической связи, которой соединены подлежащее и сказуемое, тоже совмещены два типа связи: глагол управляет существительным, требуя от него только именительного падежа, и одновременно согласуется с ним в роде и числе: она согласилась, они согласились (а с личными местоимениями — ещё и в лице: я пишу, ты пишешь, он пишет). Такая связь, в которой каждое слово является, с одной стороны, главным, а с другой — зависимым, называется к о ор динацией.
Некоторые прилагательные «берут пример» с причастий и тоже могут управлять другими словами: известный всем, полезный больному, полезный для лечения.
Способность слова управлять, количество его потенциальных «подчинённых» и форма, которую потребует от них «начальник», тесно связаны с лексическим значением управляющего слова. А там, где царит лексика, невозможны универсальные схемы; какой именно является модель управления данного слова, приходится просто помнить. И все мы, носители языка, храним в памяти эту информацию. Если же возникают сомнения, как правильно сказать: сеет лампы или сеет от лампы — ьгужно обратиться к словарю, поскольку не только разные слова одной части речи, но и одно слово в разных значениях может иметь разные «начальственные» привычки. Вот пример с глаголом идти в трёх разных значениях: udmui => куда (Я udyt в магазин); udmu2 => кому (Вам идёт2 это платье); идтщ (Часы идут).