Возьмём слова, обозначающие некие предметы (мяч, дерево). Они устраивают нас до чех пор, пока нужно описать ситуацию, в которой участвуют один мяч и одно дерево: Под деревом мальчик играет в мяч. Стоит появиться второму предмету, называемому тем же словом, что и первый, как э'ю слово перестаёт справляться со своей задачей — передавать достаточно полную информацию Предложения Вдсмь забора pacmytn деревья, а посреди площадки возвышается дерево; Мой сынишка с восторгам смотрел на мяч, а дочка сразу выбрала мяч просто бессмысленны Чтобы всё прояснилось. нужно уточнить, о каких деревьях и мячах идёт речь: Вдоль забора растут невысокие раскидистые деревья, а посреди площадки возвышается огромное старое дерево с дуплом; Мой сынишка с восторгом смотрел на кожаный футбольный мяч, а дочка сразу выбрала расписной надувной мяч с неё ростам. Теперь предмет не просто назван — он конкретизирован, вычленен среди множества подобных. Мы сделали это с помощью словосочетания— синтаксической единицы, которая образована из нескольких слов, соединённых друг с другом синтаксической связью. Как мы убедились, смыслоразличительная сила словосочетания намного превосходит возможности слова. Конкретизироваться может не только предмет, но и признак (красный — красный как кровь), действие (бежать — бежать наперегонки) и т. д Действие можно уточнить, указав объект, на который оно направлено (рассказать —рассказать подружке, рассказать историю), иных учасгников ситуации, время, место, условия совершения действия (проснуться утром, проснуться дома, проснуться из-за шума). А некоторые понятия просто нельзя обозначить одним словом (вспомните выражения железная дорога, тянуть волынку, изливать душу, рожки да ножки).
В приведённых примерах слова, составляющие словосочетание, неравноправны; одно из них конкретизирует смысл другого, «обслуживает» его и грамматически от него зависит (сравните: большой мяч, большого мяча, большими мячами) Поэтому говорят о г л а вн ом слове и о зависимом, а само словосочетание с неравноправными элементами, соединёнными подчинительной синтаксической связью, называют подчинителън ым.
В других случаях нужно не вычленить предмет или явление из ряда подобных, а указать на соотношение между двумя или несколькими подобными явлениями. Эту задачу тоже помогает решить словосочетание: Мне подарили кота и черепаху; Кота, черепаху тебе подарили; Не подарили мне ни кота, ни черепахи (явления воспринимаются вместе); Мне подарили кота, а не черепаху (явления противопоставляются друг другу); Тебе подарить кота или черепаху? (нужно выбрать либо одно явление, либо другое). Компоненты этих словосочетаний равноправны, соединены между собой сочинительной связью, и сами словосочетания называются соответственно сочин ит ельными.
Чтобы возникло словосочетание, мало нашего желания уточнить наименование какоголибо явления, слова должны быть синтаксически совместимы: сочетаться по смыслу и своим грамматическим свойствам Например, мяч — 'упругая сфера, обычно накачанная воздухом, используется в некоторых видах игр' — может быть большим, разноцветным, тяжёлым, размером с арбуз, рваным, но не острым, вытекшим, грустным или математическим. Грамматическая несовместимость — это запрет на появление словосочетаний вроде очень мяч или красная ударил. Точно так же по причине смысловой несовместимости трудно представить сочинительные словосочетания кошка и синтаксис, бегать или симпатизировать, а по причине грамматической совсем невозможны сочетания кошку и собакой, бегать и поёт. Составлять словосочетания из слов, мало совместимых по смыслу, любят поэты и писатели, их необычность останавливает внимание читателя, создаёт яркий образ. Вспомните хотя бы названия. «Короли и капуста» — повесть О'Ген-ри, «Товарищу Нетге —- пароходу и человеку» — стихотворение В. В. Маяковского, «Мёртвые души» — поэма Н. В. Гоголя, «Зелёный шум» — стихотворение Н. А. Некрасова.
Если в предложении оказывается несколько совместимых друг с другом слов в подходящих формах, то понять, есть между ними синтаксическая связь или нет, можно, лишь обратившись к реальной ситуации. Так, из предложения В магазин привезли цветастые шали и платки неясно, имеются ли в виду цветастые шали и платки или цветастые шали и платки.
Средства синтаксической связи в сочинительных словосочетаниях — это прежде всего сочинительные союзы, особая интонация, взаиморасположение. А вот виды подчинительной связи более разнообразны, и о них нужно рассказать подробнее.