Каждый школьник знает, что глагол — это часть речи, которая обозначает действие. В самом деле, строгать, печь, рисовать, объяснять — значит действовать. А как же глаголы спать, болеть, цвести, принадлежать, преобладать.''Подходит ли к ним такое определение? Разве человек, который спит, действует? Дело в том, что все слова имеют не только лексические, но и грамматические значения. Лексические значения выражаются основами слов, а грамматические — их грамматическими формами.
Лексические значения глаголов очень разнообразны: это действия (рисовать, писать, строгать), состояния (спать, болеть, радоваться). отношения (принадлежать, преобладать, совпадать); можно выделить и другие значения.
Грамматическое значение у всех этих слов одно: значение действия.
Что же понимается под действием в i рамма-тике'-' Сопоставим словосочетания больной ребёнок и ребёнок болеет. Глагол болеет, как и прилагательное больной, обозначает признак ребёнка. Значение признака предмета у глагола выражено в том, что его форма, как и форма прилагательного, зависит от существительного: глагол согласуется с существительным в числе (ребёнок болеет — дети болеют), а в прошедшем времени — ещё и в роде (мальчик болел — девочка болела).
Глагол, однако, отличается от прилагательного тем, что обозначает признак предмета (лица) как процесс, протекающий во времени. Сравните У неё бапъной ребёнок и У неё болеет (болел) ребенок.
Итак, под действием в грамматике понимается процессуальный (протекающий во времени) признак предмета.