В любом учебнике, школьном или вузовском, описание русских частей речи начинается с имени существителъного,и это не случайно. Обозначение предметов и явлений дей-пвительности — одно из основных назначений языка. Именно существительное позволяет передать информацию о действующих лицах описываемой ситуации: Дети играют в мяч; Коту снится сон про горшок со сметаной; В сказках добро побеждает зло; Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Часто говорят, что существительное обозначает предмет. Но под предметами в этом случае придётся понимать и красоту, и элегантность, и ходьбу, и сияние, и синеву, и сон.
В предложении существительное требует «лояльности» от прилагательных и причастий, задаёт для них формы рода, числа и падежа: светлый день — светлого дня — светлые дни; наступающий день — наступающего дня — наступающие дни. Это естественно, ведь они называют признак предмета, и согласование эту связь с предметом выражает. Существительное в русском языке идёт дальше: «помыкает» даже «хозяином» предложения — глаголом, вынуждая его согласовываться по числу и роду: дуб вьфос, берёза выросла, дерево выросло, деревья выросли. Существительное не только «властный начальник», но и гибкий подчинённый. Его падежные формы передают разные оттенки вовлечённости предмета в действие: дыхание весны, радуюсь весне, предчувствую весну, наслаждаюсь весной, мечтаю о весне...
Система форм существительного кажется более простой по сравнению с системой форм прилагательного или тем более глагола. Два числа, шесть падежей; склонение обычно зависит от рода. Но внимательный взгляд обнаружит за кажущейся простотой множество грамматических парадоксов.