Язык — сложная система, которая состоит из отдельных систем (их иногда называют подсистемами). Словообразование — одна из них. Эта система состоит из множества единиц, определённым образом связанных друг с другом. Самая простая единица — морфема. Самая важная — производное слово. Ведь именно ради производных слов существует словообразование. Затем идут словообразовательная пара и словообразовательный квадрат. Обо всех этих единицах мы рассказали выше. Теперь рассмотрим более сложные единицы.
Можно образовывать слова последовательно одно от другого:учи-тъ — учи-тель —учительниц-a; готов-ый — готов-и-ть — за-гото-витъ — заготов-щик. Получаются цепи слов. Эти словообразовательные цепи показывают, что производные слова сами могут быть производящими для других слов. В начале цепи — непроизводное слово. Каждое слово в цепи служит производящим, базовым для следующего члена цепи (своего правого соседа).
Все слова в цепи — родственники, имеют общий корень. Это напоминает отношения в семье. Дети связаны непосредственно («образованы от») лишь с родителями, хотя дедушки и бабушки, а также прадедушки и прабабушки тоже их родственники.
В русском языке словообразовательные цепи обычно включают два-три члена, реже больше.
Слова одной и той же части речи, образованные с помощью одного и того же словообразовательного средства и находящиеся в одинаковых смысловых отношениях с базовыми словами, образуют ел овоо бр аз о нательный ти п: бел-оват-ый : белый = красн-оват-ый : красный = черн-оват-ый: чёрный...
Попробуем распределить группу слов по словообразовательным типам: артистка, головка, ложка, мышка, развеска, шведка, переписка, румынка, собачка, москвичка, птичка, перепечатка, юбка. Сначала проверим: все ли слова в этом списке производные? Нет ли «самозванцев»? Есть: юбка и ложка. Это слова непроизводные. Ведь в современном русском языке нет слов юба и лога. Все остальные слова действительно производные, образованы с помощью суффикса -к.
Словообразовательных значений здесь три: 'женщина' (артистка, шведка, румынка, москвичка), 'маленький размер' (головка, мышка, собачка, птичка), 'действие' (развеска, переписка, перепечатка). Соответственно и словообразовательных типов три.