Итак, встретившись со звуком в слабой позиции, мы всегда рискуем сделать ошибку. Надо искать сильную позицию. Искать надо с умом — в пределах той же значимой части слова: того же корня, той же приставки, того же суффикса, окончания. Не проверять слово месить словом миска, а слово копать — словом капля, комок — камень, ласкаться —лоск. Поиск проверочного слова — дело творческое, требующее усилий ума и быстрой работы, особенно во время диктанта. Важно, чтобы всегда, при всех обстоятельствах проверочное слово отвечало двум требованиям: искомый звук должен быть в сильной позиции и входить в состав той же самой части слова.
«Орфографическую опасность» представляют не только те звуки, которые «пострадали» от слабых позиций (например, в сильной позиции звук [з], в слабой — [с]: ко[з]а, но ко[с\). Нет, не только «потерпевшие» нуждаются в проверке, но и те звуки слабых позиций, которые по звучанию не изменились (звук [с] как был в сильной позиции, так и остался звуком [с] в слабой: ко[с]а — ко[с]). Такие звуки тоже должны «оправдаться» сильной позицией, ведь слабая позиция — это позиция неразличения, совпадения звуков. Доказать нужно написание не только буквы о в слове дрова, но и буквы а в трава, не только буквы г в слове стог, но и буквы к в сток.
Применяя основной принцип орфографии, можно решить почти все орфографические проблемы. Фонемными оказываются даже те написания, которые в школьных учебниках предлагают не проверять, а запоминать. Как, например, решить, какую написать гласную в окончании существительного на поле? Можно запомнить в предложном падеже 2-го склонения всегда пишется е. Но почему именно е? Проверим под ударением находим [э], например на окне; т. е фонема [э] — значит, и буква е! Окончание прилагательного прежним (дням) проверим окончанием с ударным гласным — каким; для проверки окончания глагола едешь подыщем окончание с ударным гласным — идёшь То же самое правило1 А в учебнике — гри разных
Суффикс -ник- в словах разбойник, волшебник, работник тоже проверяется напишем букву и, проверив ударным гласным ученик, взрывник. Почему в безударном суффиксе слова сливовый (джем) пишем букву о? Потому что в сильной позиции, под ударением [о]-айвовый (сок). В приставке слова приехать напишем и, также проверив ударным: прибыл. Приставку слова о[д]дёрнутъсоотнесём с той же приставкой, но с согласным в сильной по звонкости/глухости позиции — отнять, отобрать, и звук [д'] передадим буквой т. Звонкий согласный [з] в слове [з]бросить обозначим буквой с, соотнеся его со звуком [с] в словах сорвать, срезать.
Множество разных орфографических правил на глазах объединяются в одно! Конечно, пришлось потратить силы и время, чтобы разгадать тайну орфографии, найти её основной принцип, но результат того стоит!
Чем же удобен фонемный принцип?
Этот принцип позволяет отвлечься от «мимолётных» звуковых изменений, от тех влияний, которые звуки испытывают в потоке речи, и даёт возможность передать структуру слова, его глубинную, фонемную суть. Он охватывает написание звуков в любой части слова, подходит и для гласных, и для согласных.
Благодаря фонемному принципу морфема (корень, суффикс, приставка) единообразно передаётся на письме, её легко узнать при чтении: водный, водичка, водоворот, по воду — звуки разные, а фонема одна, значит, и буква одна и та же.
Мы убедились в разумности, логичности нашей орфографии.- рассуждай, сопоставляй слова — и будешь писать грамотно.