Одна маленькая девочка написала: Тьотьа Катья сиводни я хадила в децкий cam там
есътъ Ножик. Она сделала ошибки двух видов. Написав тьа вместо тя и йо вместо ё, девочка нарушила правила о передаче на письме сочетаний мягкий согласный + гласный и сочетаний звук [j] + гласный Это — правила графики (от греч. «grapho» — «пишу»), А написания сиводни, хадила или cam нарушают правила орфографии. Разница между правилами графики и орфографии видна на двух примерах
Правило графики: звук [а] посте мягкого согласного передаётся буквой я, в остальных случаях — буквой а: алый, талый, тянет, ад. сад, сяду.
Правило орфографии: звук [а] передаётся буквой а, если в той же части слова (в той же морфеме) он соотносится с ударным звуком [а] (тащить — тащит), и передаётся буквой о, если в той же части слова он соотносится с ударным звуком [о] (топить — топит).
Чтобы выбрать букву для звука [а] в словах талый или сад, достаточно знать о его соседе слева — не мягкий ли это согласный; о значении же слова можно совсем ничего не знать. Получается, что правила графики подходят для любых слов.
Выбор буквы в словах тащить — топить определяют совсем другие условия. Надо разобраться, в какой значимой части слова этот звук находится, подыскать такое слово или форму того же слова, в котором в этой же морфеме звуку [а] соответствовал бы ударный гласный. Не понимая, что значит данное слово, его не передашь правильно!
Кроме того, в русском языке звуки в пределах слова оказываются в разных, неравноправных условиях — фонетических позициях. В одних они различаются со всеми другими звуками — это с ил ъные позиции; в других условиях различаются не все звуки — это слабые позиции.
Для гласных, например, сильная позиция — под ударением. В этом «привилегированном» положении различаются все гласные: мал, мол, мил, мул, мел. В слабых же позициях со звуками происходят странные превращения. Например, ударный звук [о] в первом предударном слоге после твёрдых согласных меняется на [а]: саль — с[а.]лить, тонет — тЩнутъ; после мягких [о] меняется на звук, близкий к [и]: тёплый — [т'и]плёть, лёд — [л'и]док.
Такая мена, или чередование звуков, приводит к тому, что звуки, различающиеся в сильной позиции, перестают различаться в слабой. Под ударением встречаются звуки [о] и [а], без ударения только [а]: в[6]ды, тр[6.]вы, но в[гл]да, тр[а]ва. А после мягких согласных не различаются, совпадают в одном звуке [и] целые четыре звуковые единицы, различающиеся под ударением, — [о, а, и, э]: [т'и]плётъ, [т'и]нутъ, [п'и]ля, [д'ш]/ш, но [т'6]плый, [г'з]нет, [п'и]тъ, [ц,'э]ло.
Согласные звуки в русских словах тоже находятся в неравноправных условиях, в разных фонетических позициях. Перед гласными, например, различаются все парные по звонкости/глухости согласные (сильная позиция)-роза — носа, сады — коты; в конце слова парные по звонкости/глухости согласные не различаются (слабая позиция): много ро[с], мокрый но[с], са[т], ко[т].
Из-за слабых позиций могут путаться целые слова: сам и сом, но с[а\иа (непонятно, о чём речь: о соме или о самой), лес и лис, но л[и]са; луга и лука (род. п.), но лу[к]; плоды и плоты, но пло[т].
Поэтому-то правила графики — это правиконкретном слове передаваемый звук встретился. Они применимы к любым словам. Правила же орфографии определяют написание букв в зависимости от того, в каком слове, в какой морфеме этот звук встретился.
С правил графики обычно начинают обучать русской грамоте. Большинство детей уже в первом классе графических оашбок не делают. Правила орфографии — это второй этап овладения правописанием, и продолжается он, пожалуй, всю жизнь. Конечно, выучившись писать, мы применяем правила графики и орфографии одновременно, в зависимости от того, какое правило требуется, чтобы передать на письме данный конкретный звук.