40 вариантов интонации, использованные актёром Художественного театра, не предел. Но среди этого многообразия можно выделить основные типы, которые позволяют нам, например, отличить вопрос от утверждения: Он идёт к товарищу? и Он идёт к товарищу; или вопрос от восклицания: Какая сегодня погода? и Какая сегодня погода!. Смыслоразличительные типы русской интонации описывают по-разному. В России наиболее известна система интонационных конструкций Елены Андреевны Брызгуновой.
В каждой фразе есть слово, которое произносится с наибольшей силой и длительностью. Это интонационный центр. В зависимости от движения тона голоса на центре, перед ним и после него высказывание обретает интонацию того или иного типа.
Если на предцентровой части тон немного повышается, гласный центра выделен усилением словесного ударения, а в заударной части происходит понижение юна— это интонация вопроса с вопросительным словом- Куда ты идёшь? Такая интонация в русском языке употребляется и в утвердительных предложениях, если нужно выделить, подчеркнуть или сопоставить что-то: Ты сегодня идёшь в библиотеку? — Нет, я вчера там был (вчера, а не сегодня); «Быть шофёром хорошо, а лётчиком — лучше, я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат» (именно в лётчики).
Другой тип интонации: предцентровая часть произносится на среднем тоне, а на ударном слоге центра происходит понижение тона Это обычная утвердительная интонация. С такой интонацией обычно произносят ответные реплики в диалоге: Куда ты идёшь?—Я иду на дискотеку.
В русском языке есть особый тип вопроса — без вопросительного слова. Его отличительная интонационная особенность — резкий подъём тона на ударном гласном центра: Он идёт на дискотеку? Во многих европейских языках такой интонационный рисунок не встречается.
Тот же вопрос Куда ты идёшь? можно задать и с другой интонацией. Она почти зеркально отражает предыдущий тип: на гласном центра тон понижается, а после центра плавно повышается: Куда ты идёшь? (Значение этого вопроса можно выразить примерно так: Ну-ка отвечай, куда это ты собрался? Уже поздно) Эту интонацию часто называют официальной или назидательной.
Представим себе ситуацию. Вы едете в автобусе, читаете интересную книгу и не замечаете, что происходит вокруг. Вдруг слышите обращенный к вам вопрос: Ваш билет? Только по типу интонации вы сможете понять значение вопроса. С резким подъёмом тона на центре он будет обозначать: Это вы уронили билет? Вот он, возьмите. С интонацией назидательного вопроса обращается к пассажирам контролер, это обращение значит: Предъявите ваш билет.
При интонации восклицания два центра. В предцентровои части тон поднимается, между первым и вторым центрами тон остаётся высоким, а в заударной части снова опускается вниз: Какой чудесный вечер!
Не только движение тона, но и место интонационного центра может менять смысл высказывания. Попробуйте несколько раз передвинуть центр в таком вопросительном предложении: Ты вчера мне звонил? Если центр находится на ты, вопрос означает: ты или кто-то другой. Если перенести центр на слово вчера, смысл вопроса изменится: вчера или в другой день? Когда центр оказывается на слове звонил — появляется новое значение, звонил или нет?
Басня Ивана Андреевича Крылова «Ларчик» заканчивается фразой: «А ларчик просто открывался». Лингвисты заметили, что её можно понять двояко в зависимости от того, на каком слове находится интонационный центр в предложении: «А ларчик просто открывался* (замок у ларчика был простым; слово просто — наречие); «А ларчик просто отгфьшался» (ларчик вообще не имел замка; слово просто здесь — частица). Вот как сильна интонация' Она может переводить отдельные слова в предложении из одной части речи в другую.
В разговорной речи интонация может даже заменить частицу не и превратить утверждение в отрицание. Если фразу Ты придёшь произнести, сильно растянув ударный гласный, значение высказывания меняется на противоположное: Ты придё-ё-шъ! (тебя не дождёшься).
Смысл высказывания зависит также от места паузы или интонационной границы. Сравните: Мама/сказала сестра/приедет завтра; Мама сказала/сестра приедет завтра. На письме будут по-разному расставлены знаки препинания: «Мама, — сказала сестра, —- приедет завтра»; Мама сказала: «Сестра приедет завтра».
У интонации есть ещё одна очень важная задача. Она делит устный текст на смысловые отрезки, которые объединяются общим мелодическим рисунком Звучащая речь членится по определённым правилам. Нельзя, например, отделять предлог от существительного, определение от определяемого слова, присоединять союз к предыдущей части, отрывая от последующей, к которой он примыкает по смыслу, и т. д.
Вот как может быть прочитан отрывок из «Сорочинской ярмарки» Николая Васильевича Гоголя: «Оглянувшиа>,/увидела она/толпу стоявших на мосту парубков,/из которых один,/ одетый пощеголеватее прочих,/в белой свитке/и в серой шапке решетиловских смушек/подпершись в бока,/молодецки поглядывал/на проезжающих». Можно попробовать разделить текст немного иначе — правила интонационного членения устного текста (в отличие от правил пунктуации в письменном тексте) допускают варианты Однако полный произвол невозможен. Попробуем произнести так: «Оглянувшись, увидела/она толпу стоявших на/мосту...». «Абракадабра какая-то», — скажет кто-нибудь и будет прав.